Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. (В. А. Сухомлинский)

Аналитические материалы за период 2017 - 2018 г.

«Развитие навыков учебной самостоятельности младших школьников в урочное и внеурочное время в условиях ФГОС, как условие повышения качества образования».

Проблема учебной самостоятельности не утратила своей актуальности в настоящее время, поскольку современное общество характеризуется увеличением объема знаний. И в этих условиях человек должен быть способен к быстрому, а значит самостоятельному овладению информацией, уметь точно и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации. В материалах ФГОС второго поколения начального образования одним из ценностных ориентиров является «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самореализации».
Тема данной работы: «Развитие навыков учебной самостоятельности младших школьников в урочное и внеурочное время в условиях ФГОС, как условие повышения качества образования».

Цель: развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС.
Самостоятельность младшего школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи, определять пути их решения и решать извне. Оно связано с потребностью человека выполнять свои действия по собственному осознанному убеждению, то есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как мотивация, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач. Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в 1-м классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.
Из теории изучения проблемы самостоятельного учения известно, что рассматривать учебную самостоятельность целесообразно через некоторые этапы. На первом этапе ученик пытается выполнить действие по образцу, который ему дан. Ребенку даются задания, решения которых он еще не знает. Младшему школьнику необходимо самостоятельно разработать алгоритм для решения задания. Ребенок еще не знает, как называется способ выполнения, но может выполнить его по предложенному ранее учителем образцу. Ребенку доступно на этом этапе только выполнение задание по предложенному образцу, с опорой на конкретный материал, обучающийся еще не готов самостоятельно отличить существенные и несущественные стороны задания. На втором этапе происходит осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. На этом этапе младший школьник опирается на назначение, ребенок может этот способ назвать, знает и может выполнить определенную последовательность действий, благодаря которой получит нужный результат, способен описать последовательность своих рассуждений, не опираясь на конкретный учебный материал. Может себя проконтролировать и оценить выполненное задание. На третьем этапе ученик применяет способ решения самостоятельно, без помощи взрослого. Сам выбирает метод решения, ориентируясь на цель и условия задания.
Младший школьник самостоятельно выполняет учебную деятельность, так как уже имеет представление о ее структуре и опыт решения подобных задач. Критериями учебной самостоятельности являются:
1) мера представления знаний, умений и навыков;
2) наличие устойчивых мотивов и проявление мотивов в данной ситуации;
3) проявление негатива или позитива к учебной и школьной деятельности у младшего школьника на период его обучения в классе.
Описаны и основные условия проявления учебной самостоятельности. Среди них: сформированность основных учебных умений, мотивация на выполнение учебной задачи, понимание учеником учебной проблемы, умение ребенка обучаться действовать по инструкции. Придерживаться поставленного плана, намеченного алгоритма, следовать этим действиям. Возможность через процесс обучения обеспечить развитие познавательного интереса как источника развития учебной деятельности. Построение системы учебных заданий состоит в последовательно постепенном и пошаговом движении вперед. Вначале взаимодействие со знающим взрослым затем постепенный переход в самостоятельные действия.
Изучение теоретических основ показало, что для формирования у младших школьников учебной самостоятельности необходимы специально разработанные мероприятия, представляющие собой в некотором роде программу формирования учебной самостоятельности младших школьников. Среди задач программы могут быть: образовательные: закрепить знания; расширение круга понятий; воспитательные: формирование положительной мотивации к обучению; воспитание познавательного интереса; воспитание способности подчинять свои действия инструкции; развивающие: развить умственную работоспособность; развить усилия воли и др.
Учебная самостоятельность младшего школьника зависит от опыта учебного сотрудничества, от совместной работы учителя и ученика в получении знания. Педагогу следует рассматривать воспитание учебной самостоятельности как целенаправленную задачу, быть союзником ребенка, поощрять любую его самостоятельность, создавать эмоционально благоприятный фон. Младшие школьники способны поддерживать учебную самостоятельность. Учебная деятельность не теряет для них своего значения. Младшие школьники проявляют стойкий интерес к учебной самостоятельности, они активны и стремятся улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, устранить причины ошибок. Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в первом классе школы, в дальнейшем послужит средством в формировании учебной деятельности младшего школьника.
Таким образом, учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т.е. умение учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.

Самостоятельность — это способность человека принимать решение и выполнять намеченное действие, не поддаваясь чужому влиянию. Люди, не отличающиеся этим волевым качеством, обычно теряются при встретившемся на их пути затруднении. Причина такой беспомощности часто объясняется особенностями воспитания еще в школьном возрасте, когда ребенка не приучали к самостоятельной работе, и у него развилось стремление избегать ответственности за свои действия и поступки. Самостоятельность не исключает того, что человек охотно прислушивается к разумному мнению других людей и принимает их советы, если согласен с ними. Самостоятельное выполнение действий помогает выработке уверенности в своих силах, которая является важной волевой чертой человека.
Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Детскую самостоятельность чаще всего понимают, как способность ребенка действовать без помощи взрослого. Ребенок становится самостоятелен, освоив определенное содержание, средства и способы действия. Отличительной особенностью самостоятельности детей младшего школьного возраста является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети этого возраста умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Можно говорить о том, что самостоятельность школьника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания.
Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. На каждом этапе необходимо разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.
Процесс воспитания самостоятельности требует от педагогов большого терпения. Важно научить воспитанников: принимать критику и адекватно на нее реагировать; ответственности (а ее предпосылкой является возможность выбора - сознательного и добровольного принятия решения); внутренней дисциплине, предполагающей, кроме четкого выполнения обязанностей, осмысленную деятельность, в которую вносится творчество, стремление к общественной пользе. Именно внутренняя дисциплина, а не исполнительность «от сих до сих» отличает самостоятельного человека. Он управляет своими поступками, а не они им. Наибольшие возможности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте представляют самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная и внеурочная деятельности, осуществляемые без непосредственного руководства учителя.
Для развития произвольного поведения важно умение ребенка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать свое поведение и умственную деятельность.
В первом-втором классах для детей все еще характерен невысокий уровень произвольности в поведении, они весьма импульсивны и несдержанны. Дети еще не могут самостоятельно преодолевать даже незначительные трудности, с которыми сталкиваются в обучении.
Поэтому в данном возрасте воспитание произвольности заключается в том, чтобы систематически учить детей ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения, т.е. учить их самостоятельности. При этом следует помнить о мощном побудительном значении цели для преодоления трудностей. Цель тогда выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она связана с не очень большим объемом предстоящей работы. В противном случае ребенок отказывается от деятельности.
Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной и внеучебной деятельности, которые являются целенаправленными, результативными, обязательными. Они оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. В этих деятельностях у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта – самостоятельность; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
Таким образом, хотя ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, значимым видом деятельности остается игра. Самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации в школе доступны различные виды внеурочной деятельности.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Организационно – педагогическими условиями формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности является конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям. Это свободный выбор заданий, поиск разных путей их решения, творческая деятельность, самопроверка и самоанализ, возможность высказать свои суждения, стимулирующим воздействием при этом становится развитие самостоятельной деятельности. Использование во внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий приобщает к решению практических задач, способствует накоплению жизненного опыта, стимулирует активность. Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.». Повышает уровень притязаний, стимулирует процесс осмысления своей деятельности. Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия. Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов: групповой формы организации обучения, систему дифференцированных заданий, анализа практических задач, актуализации опыта учащихся, совместного решения проблемных ситуаций - формирует умения контролировать свою деятельность, а также такие качества самостоятельной деятельности как ответственность и организованность.
Механизм стимулирования включает в себя и такие стимулы как внимание родителей к самостоятельной деятельности школьников, позволяющие ребенку приобрести уверенность в правильности своих самостоятельных действий. В связи важностью родительского участия в становлении детской учебной и не только самостоятельности были разработаны рекомендации для родителей по формированию самостоятельности школьников.
Основными условиями проявления самостоятельности младших школьников являются:
1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).
2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.
3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д.
4. Разделение труда между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.
5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности.
6. Содержание стимулирующих самостоятельность заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.
7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.
Самостоятельность учащихся в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий.
Особое значение для развития младших школьников имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, закрепляет жизненно полезную личностную черту – самостоятельность.
Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся), дидактических игр, проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.
Таким образом, внеурочная деятельность является составной частью всего образовательного процесса школы, которая осуществляется в сфере свободного времени и выступает существенным элементом образа жизни учащихся.

Моя работа осуществлялась на базе средней общеобразовательной школы № 137,  с 4 «Б» классом. Обязательным условием развития самостоятельности младших школьников, по моему мнению, является использование  различных методов и приемов в урочной и внеурочной деятельности.

Для изучения уровня развития самостоятельности во внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте было проведено исследование.
Цель эмпирического этапа исследования - выявить начальный уровень сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
На первом этапе исследования было проведено анкетирование, направленное на выявление уровня самостоятельности у младших школьников.
Анкета
1.Чем ты занимаешься в свободное внеурочное время?
2.Какие кружки посещаешь?
3.Ты сам принял решение заниматься в этих кружках или тебе посоветовали родители или учителя?
4.Часто ли тебе поручают индивидуальные ответственные задания?
5.При выполнении кого–либо задания ты стараешься сам его выполнить или просишь помощи?
6.Можешь ли ты сам разработать и предложить интересное мероприятие для проведения в классе?
7.Принимаешь ли ты участие в создании проектов?
8.Ты сам проявляешь инициативу в выборе темы и создании проекта или тебе советует учитель?
9.Какой творческой деятельностью ты занимаешься?
10.Что значит для тебя выражение - «Я сам»?
11.Как ты понимаешь понятие «самостоятельность»?

Результаты анкетирования:
1) 

2) 
3)
Оценивая результаты анкетирования, можно сделать вывод, что в уровне самостоятельности учащихся имеются существенные различия. Прежде всего следует отметить, что школьники в большинстве случаев для принятия какого-либо решения обращаются к помощи родителей. Немало и таких, которые вообще никак не проявляют самостоятельность в выборе своих внеурочных занятий. И лишь 24 % опрошенных школьников выбирают себе занятия сами. У них не только лучше развиты самооценка и самоконтроль, интерес к активной деятельности, но и способность к самостоятельному выбору и действию. Можно также отметить, что понятие «самостоятельность» правильно осознаётся не всеми детьми.

Полученную в результате диагностики информацию мы классифицировали по двум основаниям: показатели развития самостоятельности у обучающихся во внеурочной деятельности и работа педагога в данном направлении. После этого была проведена работа по качественной и количественной обработке результатов, которая закончилась педагогическим анализом и выявлением проблем.
Мы получили следующие результаты:
1. Наблюдается средний уровень развития самостоятельности у обучающихся 1-го класса во внеурочной деятельности, что обусловлено изменением качественного состава обучающихся, недостаточным вниманием семьи к вопросам воспитания детей и их слабой связью с образовательным учреждением, а также проведением внеурочных мероприятий, где обучающимся отведена чаще всего пассивная роль.
2. Наблюдается активность классного руководителя по мотивации обучающихся на самостоятельную деятельность, желание включать школьников в различные виды внеурочной деятельности.
На основании полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости активизации работы классного руководителя по формированию целеполагания и мотивации обучающихся младшего школьного возраста к проявлению самостоятельности, так как это позволит воспитать поколение людей, готовых принять полную ответственность за свои поступки, за свою жизнь; способных настойчиво и упорно ставить перед собой жизненные цели и достигать их.


Следующий этап изучения уровня развития самостоятельности в урочной деятельности в младшем школьном возрасте.
В процессе школьного образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных процессов:
а) осуществление планирования своей самостоятельной работы;
б) поиск ответа на все непонятное, неясное;
в) рациональная организация своего рабочего места, обеспечивая необходимые условия для эффективного умственного труда;
г) нахождение материалов для доказательства определенных положений;
д) осуществление планирования и систематизации учебного материала.
Самостоятельность предполагает самостоятельную ориентировку в задании, умение выбрать способы действий, адекватные поставленной задаче (в том числе соответствующие инструменты, материалы, способы их обработки), и реализовать их на практике, умение контролировать и корректировать содержание и способы работы. Этот феномен представляет собой единство двух компонентов – мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй – знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в единстве, их разделение вполне оправданно, ибо можно стремиться к поиску знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в этом органической потребности.
Индивидуальная форма дает возможность максимально учитывать личностные особенности учащихся, групповая форма позволяет при делении класса на группы выравнивать пробелы, приучаться работать в коллективе, a фронтальная форма ведет учащихся к решению единых задач, но решают они их самостоятельно, стремясь достичь поставленной цели.
Система формирования самостоятельности у младших школьников на уроках включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:
а) обеспечение для учащихся интереса и личностного смысла учебно-поисковой деятельности;
б) содержание учебно-поисковой деятельности;
в) организацию учебно-поисковой деятельности.
Поисковая деятельность на уроках в начальной школе программируется содержащейся в задании задачей (или системой задач), предполагающей соединение различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и логического). Задачи на уроках должны учитывать специфику заданий, которые могут иметь рационально-логическую или эмоционально-художественную направленность.
По содержанию и организации учебно-поисковая деятельность, направленная на формирование самостоятельности, должна представлять собой систему заданий, которая развивается от сотрудничества с учителем к самостоятельной работе и создает для учащихся на каждой ступени обучения возможность реального участия в поиске.
В создании учебно-познавательной мотивации ведущую роль играет учитель: учитывание предпочтений ребенка, работа над повышением его самооценки, адекватная оценка со стороны учителя; формирование позитивного отношения к ошибке; преподнесение учебного материала интересно, эмоционально; использование различных форм коллективной деятельности учеников. Часто учитель, воздействуя на мотивационную сферу учащегося, опирается на внешние формулы: похвалу, расчет на победу, получение награды, что является неэффективным поощрением.
Нередко специфическим признаком самостоятельной работы самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь ее, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно.
Как метод обучения самостоятельная работа чаще применяется с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей убедительно доказывает ее эффективность и при достижении других целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут усвоить на уроке.
Самостоятельная работа используются с целью повторения, систематизации, проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках могут использоваться технические средства, учебные пособия, сборники задач и упражнений, учебник.
Итак, самостоятельная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно выполняют задания, проявляя усилия и активность.
Проанализировав вышесказанное, мы приходим к выводу: самостоятельная деятельность находит свое отражение в самостоятельной работе. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения самостоятельной работы в качестве средства развития самостоятельности.
Понятие «самостоятельная работа» несет несколько смысловых значений.
Для одних исследователей это форма и метод организации учебного процесса, в котором представлена деятельность учащихся и учителя, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения учениками, для третьих – только деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя.
Между тем самостоятельная работа учащихся – наиболее сложный вид учебной деятельности, когда роль учителя становится ведущей. При организации репродуктивной деятельности учитель непосредственно «управляет» учебным процессом, он объясняет, спрашивает, показывает, организует закрепление пройденного материала. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение. Следующая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках русского языка, математики, технологии, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели. Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование. Прием "Найди красивые…” Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую. Или дети на уроке выступают в роли учителя. На доске пишутся примеры, в которых допускаются ошибки. Ребята с большим интересом их находят и исправляют. Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления. Так на уроках окружающего мира не все дети могут выйти к доске и пересказать какой-то материал, а вот приготовить реферат, сообщение эти дети делают с удовольствием.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Результаты: Дети моего класса стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Начиная с первого класса мои дети участвовали в школьных олимпиадах и олимпиадах «Учи.ру».
По итогам своего исследования я делаю вывод, что особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях.
Комплекс приемов, методов и условий стимулирования самостоятельности представлен в данной таблице.
Таблица. Организационно-педагогические условия формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста
Организационно - педагогические условия
Стимулирующее воздействие
1
Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.
Развитие самостоятельной деятельности
2
Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.
Приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность
3
Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.».
Повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности.
4
Использование при организации самостоятельной деятельности школьников различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений.
Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия.
5
Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:
групповой формы организации обучения,
систему дифференцированных заданий,
анализа практических задач,
актуализации опыта учащихся,
совместного решения проблемных ситуаций.
Формирует умения контролировать свою деятельность; такие качества самостоятельной деятельности как
ответственность и организованность.
Механизм стимулирования включает в себя и такие стимулы как внимание родителей к самостоятельной деятельности школьников, позволяющие ребенку приобрести уверенность в правильности своих самостоятельных действий. В связи важностью родительского участия в становлении детской учебной и не только самостоятельности были разработаны рекомендации для родителей по формированию самостоятельности школьников (Приложение).
Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся), проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.
Организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.


Заключение
Интенсивность развития нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Такая личность самостоятельно регулирует собственное поведение и деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.
Работу по формированию самостоятельности личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.
Приложение
Рекомендации родителям
по развитию самостоятельности младших школьников

Предоставьте ребенку возможность выбора
• Хочешь надеть синий свитер или зеленый?
• Я знаю, что лекарство горькое. Хочешь запить его яблочным соком или заесть ложкой меда?
• В квартире не играют в мяч. Ты можешь выйти поиграть на улицу или заняться чем-нибудь другим.
• Сейчас наше с папой время, а для тебя пришло время спать. Но ты можешь пойти спать сейчас или немного поиграть в своей комнате и позвать меня, когда ляжешь в кровать, чтобы я поцеловала тебя на ночь.

Уважайте попытки ребенка справиться с трудностями
Принято считать, что фраза “Это же так просто!” ободряет ребенка. Позволю себе с этим не согласиться. Наоборот, если мы признаем, что задача, стоящая перед ребенком, совсем не проста, мы поддержим его в случае неудачи и дадим ему возможность  гордиться собой, если он справится. Вместо того, чтобы давать советы, подразумевая “ты не справишься сам, делай, как я говорю”, попробуйте подсказать “иногда помогает, если…”: "Эту бутылку непросто открыть. Иногда помогает, если  надавить на пробку ладонью и одновременно поворачивать ее".

Не задавайте слишком много вопросов
Мы считаем, что подробно расспрашивать ребенка “Что было в школе? Как написал контрольную? Как с ребятами?” значит проявлять интерес к нему, ведь "хорошие родители" всегда так поступают. Но порой мы с удивлением обнаруживаем, что безо всяких вопросов готовы ребенок сам начинает нам рассказывать о своей жизни, если мы готовы внимательно выслушать его.

Не торопитесь отвечать
Ребенок засыпает нас вопросами: "Что такое радуга? Можно ли родить ребенка обратно? Почему люди не делают только то, что им хочется? А обязательно учиться в школе?"
Обычно ребенок уже подумал на эту тему, прежде чем задать вопрос. Мы можем поддержать умение самостоятельно мыслить, если предоставим маленькому философу возможность высказать свое мнение и порассуждать вволю. У нас еще будет время дать ему четкий и правильный ответ. Но отвечая сразу, мы лишаем ребенка возможности думать и рассуждать. Попробуйте стимулировать этот процесс наводящими вопросами типа "А как ты сам думаешь?" Можно перефразировать вопрос: ”Почему люди не всегда могут делать то, что им хочется?" - это тоже может заставит ребенка задуматься. Можно подтвердить, что вопрос непростой: ”Ты задаешь очень важный вопрос -  философы думают над этим уже много столетий”.
Не торопитесь отвечать. Поиск решения может быть важнее, чем само решение.

Поощряйте ребенка самостоятельно находить решение
Можно посоветовать поискать ответ в энциклопедии, найти книгу в библиотеке. В зоомагазине могут ответить на вопрос о домашних животных. Зубной врач лучше вас объяснит, почему и как нужно чистить зубы. В интернете тоже можно найти много нужной информации. Научите ребенка использовать все эти источники.

Не убивайте надежду
Дети получают большое удовольствие, фантазируя, мечтая, строя планы на будущее. Пытаясь защитить их от разочарований, мы можем лишить их важных переживаний. Пусть мечтают стать космонавтами или депутатами Кнессета, великими путешественниками и открывателями новых земель. Мы можем с интересом выслушать их, посоветовать, что почитать, задавать вопросы  и  вместе  мечтать.

Откажитесь от мелочной опеки и постоянного вмешательства в дела ребенка
Перестаньте поправлять волосы, которые лезут в глаза, заправлять рубашку в штаны, указывать на развязавшиеся шнурки. Часто ребенок воспринимает это как вторжение в его внутреннее пространство.

Не говорите о ребенке в третьем лице в его присутствии
- Она у меня такая слабенькая - все время болеет...
- Ее все любят,  все девочки вокруг хотят с ней дружить...
- В первом классе ему тяжело давалась математика, но сейчас он выправился...

Пусть ребенок говорит сам за себя
Если  в присутствии ребенка вас спрашивают, нравится ли ему в школе, как он относится к новорожденному братику и почему не играет новой игрушкой, единственный  уважительный ответ с вашей стороны: “Пусть он сам вам  ответит”.

Уважайте намерения ребенка
Иногда ребенок очень хочет что-либо сделать, но  физически или эмоционально он еще к этому не готов.
• Хочет перестать сосать палец, но когда устает, палец так помогает!
• Хочет пользоваться туалетом как взрослый, но у него не всегда получается.
• Хочет скатиться с горки, но, забравшись наверх, пугается.
Вместо уговоров, увещеваний, подталкивания, или даже прямого насилия мы можем выразить уверенность, что он сделает это сам, когда будет готов.

Сократите количество «нет»
“Нет” воспринимается ребенком как покушение на его самостоятельность, как призыв к «битве». Дети мобилизуют всю свою энергию, чтобы противостоять нашему  “нет”. О том, как реже говорить “нет”, но при этом не потакать ребенку, как  обозначить пределы его самостоятельности и стоять на своем, мы поговорим  в  одной  из  следующих  бесед. А пока просто хорошенько подумайте, прежде чем отказать: так ли уж принципиально важно не разрешить ребенку то, чего он просит, или можно найти разумный компромисс, предоставив возможность выбора самому ребенку.

Основные принципы развития ответственности  и  самостоятельности
1. В любом возрасте на пути человека неизбежно будут возникать проблемы - у малыша, подростка или взрослого.
2. Если мы решаем его проблемы, он учится полагаться и зависеть от нас.
3. Если мы даем ребенку возможность самому решать свои проблемы, он развивает в себе соответствующие способности, учится ответственности и самостоятельности. А это как раз то, чего мы добиваемся.
4.  Дети обладают необыкновенным и часто неизвестным нам потенциалом  для решения своих проблем.
5. Если мы будем верить в своих детей, не станем требовать от них совершенства, смиримся с их ошибками и неумелыми попытками, принимая это как должное, таким образом, мы научим их "прыгать в воду" самостоятельной жизни. Когда детей учат прыгать в воду, начинают обычно с невысокой подставки постепенно приближаясь к прыжкам с трамплина. Пока ребенок маленький, у него и проблемы проще, и падать ему ниже. Но если он не будет постоянно тренироваться в решении своих проблем, потом будет значительно больнее падать с большей высоты.
6. Детям нужна помощь, и в наших силах им помочь. Но помогать следует не решением проблемы вместо ребенка - ответственность за ее решение проблемы лежит на нем. А мы помогаем ему укрепить уверенность в своих силах, поддерживаем и ободряем его, способны выслушать и посочувствовать.
7. Мы обязаны верить в силы и способности ребенка, отражать, как в зеркале, все его хорошие качества. Только так он сможет поверить в самого себя.
ПРАВИЛА,
КОТОРЫЕ ПОМОГУТ РАЗВИВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.
2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)
4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать –  признак позитивной силы).
6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).
7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребёнка, необходимо:
*    в режиме дня отвести специальное время;
*    создать условия для самообслуживания, подготовить оборудование: щётки для одежды и обуви, небольшой веничек для сметания снега с валенок и шубы, небольшие по размеру полотенца, установить вешалки на уровне роста ребёнка;
*    приобрести для труда в природе детские лейки, грабли, лопатки, для ручного труда — молоток, ножницы. Приучать детей после работы чистить и убирать их;
*    систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. п.);
*    давать детям поручения, выполнения которых входит в повседневные дела семьи;
*    привлекать детей  старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сёстрами;
*    давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиваться, чтобы они их выполняли;
*    предъявлять единые и постоянные требования к труду ребёнка;
*    поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребёнка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить ещё более высокую оценку;
*    доступно разъяснять детям значение работы для членов семьи;
*    помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;
*    на ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;
*    добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;
*    организовывать совместный труд с детьми;
*    следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы — это снимает утомление и способствует концентрации внимания;
*    относиться к детскому труду как к серьёзному делу, не превращать его в игру. В то же время использовать игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему;
*    никогда не использовать труд как средство наказания.

Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока зада­ние не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех; учите «на шесть» и «на девять».
Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки, ­и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.     
Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно.
О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочи­танное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книги вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точ­ность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По русскому языку обращайте внимание на выполнения упражнения полностью, ведь там может быть несколько заданий. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, но не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
Окружающий мир – выполнять не только по учебнику. Читать дополнительные книги.
Из книги В. В. Коробковой  «Подсказка для родителей»
Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела   Вашего ребенка и передавайте их ему
Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить с
Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным
Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит Вас о помощи. Ведь если Вы что-то делали не так, а теперь поняли, что ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не виноват и не должен страдать из-за чужих промахов
Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он самостоятелен во всём, а не только за письменным столом

Советы родителям по формированию универсальных учебных действий у младших школьников
Принятый в РФ государственный образовательный стандарт ориентирован, прежде всего, на формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Согласитесь, что знания, умения и навыки со временем устаревают, поэтому способность обучаться, уметь контактировать с другими людьми представляет главнейший результат образования.
Оформление «Портфолио» ученика
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио ученика. Как показывает опыт его использования, портфолио способствует самоорганизации собственной учебной деятельности, развивает самоконтроль, самооценку, рефлексию, поддерживает высокую учебную мотивацию обучающихся; поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения;  формирует умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфолио учеников начальной школы целесообразно включать следующие материалы.
1. Лучшие детские работы, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, включая рисунки, фотографии поделок и т.п.
Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Не забывайте датировать все работы!
2. Обязательной составляющей портфолио являются дипломы, сертификаты, благодарственные письма и другие формы морального поощрения. Важной составной частью являются результаты конкурсов и олимпиад, включая международные, по различным предметам.
Ваше внимание к материалам, достойным размещения в портфолио, нацеливает учеников на учебную продуктивность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий